Главная Новости Повышение креативности у тренера

Почему у одних тренеров спортсмены выигрывают, а у других нет? Конечно же важным фактором является наличие финансов и административного ресурса. Но может быть есть и еще какие-то факторы, приводящие тренера к успеху? На научной конференции в ЦСТСК Москомспорта представлен доклад, на котором выявлены факторы, улучшая которые, любой тренер может повысить своё мастерство в подготовке спортсменов, способных занимать первые места на соревнованиях.

спортивная психология

Особенности креативности тренеров разной квалификации

Балыкин Александр Иванович 
генеральный директор ООО АРС, «Гармония», г. Москва, 
E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Балыкина-Милушкина Тамара Викторовна 
психолог, ООО АРС, «Гармония», г. Москва, 
E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Аннотация: Статья посвящена изучению креативности, дивергентного мышления и мотивации тренера. На материале экспериментальных исследований авторы показывают различия утренеров разной квалификации показателей личностной креативности (любознательность, воображение, интерес к сложному, способность идти на риск ради нового); факторов творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность) и мотивации.

Ключевые слова: личностная креативность; дивергентное мышление; тренер высшей категории; факторы творческого мышления: беглость, гибкость, оригинальность.

ВИДЕО ДОКЛАДА СМОТРИТЕ ВНИЗУ СТАТЬИ

Введение

Внутренняя способностьличности быть оригинальным, со всеми её особенностями и неожиданностями, до сих пор остаётся малоизученной проблемой, поэтому раскрыть глубины этого явления – непростая задача. Если чуть-чуть удастся приоткрыть дверь познания этого процесса, то это будет означать выход на дорогу понимания творения личностью его успеха, предназначения, и соответственно своего будущего.

Как известно, формирующийся престиж международных соревнований на современном этапе предъявляет новые требования к тренерам в плане переоценки и переосмысления роли и значимости спорта в мире, а также своей деятельности. Это обусловлено тем, что современный спорт стал многогранен, дифференцирован, и позволяет создавать и удовлетворять самые разнообразные потребности личности и общества в целом, начиная от формирования профессиональных компетенций, спортивного характера, сохранения длительной спортивной трудоспособности, и расширение показателей границ человеческих возможностей.

В связи с этим становиться актуальной проблема практической направленности психологической работы с тренерами разной квалификации в области развития креативности, как стремления к созданию нового и оригинального тактико-технического методического арсенала, а также овладение новой в научно-методическом и профессионально-психологическом плане информацией с целью победы на международных соревнованиях.

Предыдущие исследования

Феномен креативности рассматривается в отечественной и зарубежной научно-методической литературе как одна из наиболее сложных проблем философского, психологического и педагогического изученияс точки зрения цели, процесса, структуры и продукта творческой деятельности, а также в личностном контексте необычных способностей, и их взаимосвязи с когнитивными компонентами и мотивацией. Впервые понятие «креативность» в 1922г. стал использовать Д. Симпсон[11]. Он обозначил этим термином способность отказываться от стереотипных способов мышления. Сам термин «креативность» в переводе с латинского «create» означает создание,порождать, творить [15]. Существует еще определение английского слова «creativity»уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности[17].

Сегодня теоретические соображения отечественных и зарубежных ученых по поводу понимания сути и содержания творческой деятельности, самого понятия «творчества», «креативность», «творческого мышления», «творческого потенциала», изложенных в работах: Б.Г. Ананьева, С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, К. Роджерса, Дж. Рензулли, А. Маслоу, Дж. Гилфорда, Е.П. Торренса, А.Таннебаума, Я.А. Пономарева, В. Н. Дружинина, Г.С. Альтшуллера и т.д.

Так, Б.Г.Ананьев считает, что творчество это процесс объективации внутреннего мира человека, а творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности [2].С.Л.Рубинштейн указывал на особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения» [19]. К. Роджерс отмечал, что существует социальная потребность в творчестве и творческих индивидах, и именно эта потребность движет разработкой теории природы творческого акта, условий его осуществления и средств, способствующих его успешному развитию. Он выделяет внутренние (открытость опыту, внутренний локус оценивания, способность к необыкновенным сочетаниям элементов и понятий) и внешние (психологическая безопасность, психологическая свобода) условия возникновения созидательного творчества и творческой активности [18].

 Л.С.Выготский и др. описывали, что в основе любого творческого процесса лежит способность к образному мышлению, которое охватывает мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм [6]. Д. Гилфорд в основе концепции креативности выделял принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией, и считал операцию дивергенции основой креативности, которую объяснял как «тип мышления, идущего в различных направлениях» [7]. Он также выделил параметры креативности: оригинальность, гибкость, беглость.

А. Маслоу является автором направление, когда способность к творчеству рассматривается как установка на самореализацию личности. Главную роль в детерминации творческого поведения здесь играют мотивация, ценности, личностные черты. Творческий процесс связан с самоактуализацией, полной и свободной реализацией своих способностей и жизненных возможностей [13]. В.Н. Дружинин также отметил, что «формирование креативности как личностной характеристики в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно-личностном, затем на продуктивном (поведенческом) уровне» [9].

Творчество в спорте в основном исследовалось в рамках профессиональной подготовки тренера: Арутюнян Р.К. [3], Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. [10],  Пуни А.Ц., Рудик П.А. [20]; изучения его личности: Кузьмина Н.В., Никитина Е.Д. [14]; определение успешности профессионалов тренеров и спортсменов в конкретных видах профессиональной деятельности: Ильин Е.П., Деркач А.А., Исаев А.А. [8,11], и определение интегративных компонентов творческого потенциала тренера: Балыкин А.И., Балыкина-Милушкина Т.В. [4]

Однако на сегодняшний день малоизученным является вопрос креативности и дивергентного мышления тренеров разной квалификации. Поэтому авторами была выбрана данная тема для исследования.

Методика и организация исследования

Целью исследования является определить особенности креативности тренеров разной квалификации. Методами исследования были выбраны: наблюдение; анкетирование; психологическое тестирование по следующим методикам – методика исследования личной креативности Е.Е.Туник;методика Гидфорда;методика Элерса на определении силы мотивации в достижении успеха;методика мотивации Элерса на определении стратегии избегания неудач.

Исследование проходило в 2015-2016 годах на учебно-тренировочной базе  Федерального государственного бюджетного учреждения профессиональной образовательной организации «Государственное Училище (Техникум) Олимпийского резерва» г. Бронницы Московской области. В тестирование принимали участие 30 человек в возрасте от 47 до 65 лет тренеров разной квалификации, мужского пола, основной и молодежный составы сборных команд по видам спорта: академическая гребля, гребля на байдарке и каноэ и тхэквондо. Исследовались показатели личностной креативности: любознательность, воображение, интерес к сложному, способность идти на риск ради нового; факторы творческого мышления: беглость, гибкость, оригинальность и мотивация тренеров разной квалификации.

В начале исследования проводилось анкетирование, позволившее выявить у тренеров возраст, образование, категорию и достижение учеников на международных и российских соревнованиях. Далее проводилось психологическое тестирование по перечисленным выше методикам.

Результаты

После проведения анкетирования все тренеры были разбиты на две группы: в первую вошли тренеры, имеющие высшую категорию и наличие спортсменов, имеющих награды на международных соревнованиях (Олимпийские игры и чемпионаты Мира), во вторую категорию вошли тренеры, не имеющие высшую категорию и имеющие в наличие спортсменов, обладающих наградами на российских соревнованиях.

При проведении методики изучения личностных креативных способностей Е.Е. Туник были получены следующие показатели личностной креативности тренера: любознательность, воображение, интерес к сложному, способность идти на риск ради нового. Обработку полученных данных проводили методами математической статистики: вычисляли среднее значение, медиану, моду, критерии асимметрии и эксцесса, проводили сравнительный анализ, используя параметрический t-критерий Стьюдента. Сравнительный анализ двух групп тренеров по показателям личностной креативности представлен в форме диаграммы на рисунке 1.

Балыкин Александр Иванович спортивный психолог

Рис. 1. Сравнительный анализ средних (Mx) выборок двух групп тренеров по показателям личностной креативности.

Интерпретируя полученные данные можно сказать, что чем выше баллы по показателям, тем больше позитивных чувств по отношению к новому, сложному и необычному испытывает испытуемый. Показатель «любознательность» отражает интерес к изучению новых путей и способов мышления, устройств, принципов, механических вещей; любовь к изучению новых идей, схем и разных возможностей решения задач. Показатель «интерес к сложному» описывает тренера, ориентированного на познание сложных явлений, вещей и идей. Он любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы; ему нравятся сложные задания. Показатель «риск из-за нового» проявляется в следующем: тренер отстаивает свои идеи, не обращает внимания при этом на реакцию других; ориентирован на высокие цели; допускает возможность ошибок и провалов, не зацикливается на них; не слишком озабочен одобрением других; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

Таким образом, обнаруженные нами различия между 1-й и 2-й группами значимы более чем на 0,001 уровне, или, иначе говоря, личностная креативность в группе тренеров имеющих высшую категорию и спортсменов-воспитанников, обладающих результатами на международных соревнованиях, существенно выше, чем в группе тренеров, не имеющих высшую категорию.

После проведения исследования и обработки данных были получены результаты по факторам беглости, гибкости и оригинальности дивергентного мышления в 1-й и 2-й группах. Сравнительный анализ двух групп тренеров представлен в форме диаграммы на рисунке 2.

Балыкин Александр Иванович спортивный психолог

Рис. 2. Сравнительный анализ средних (Mx) выборок двух групп тренеров по факторам дивергентного мышления.

Беглость – этот фактор, который характеризует легкость и продуктивность творческого мышления и определяется общим числом ответов на представленные задания. Задания были сформированы на основе семантических символов, практических использований предметов и образной визуализации, и определяли семантическую, практическую и образную беглость.

Гибкость – это фактор творческого мышления, определяющийся как способность быстро переключаться с одной области знаний в другую и переноса «знаний-операций» из одной, уже решенной задачи, на другую; способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; определяется числом классов (групп) данных ответов.

Оригинальность – это фактор, характеризующий своеобразие творческого мышления, способность создавать зрительные образы и переносить их в законченные композиции при моделировании решений проблемы, способность искать необычность подхода к проблеме, и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

Обнаруженные нами различия между 1-й и 2-й группами значимы по факторам гибкость и оригинальность более чем на 0,001 уровне. Иначе говоря, в группе тренеров имеющих высшую категорию и спортсменов-воспитанников, обладающих результатами на международных соревнованиях, по факторам гибкость и оригинальность существенно выше, чем в группе тренеров, не имеющих высшую категорию. Однако, по фактору беглость дивергентного мышления средние значения в выборках 1 и 2 практически равны.

Сравнительный анализ двух групп тренеров по результатам теста «Мотивация к успеху» и теста «Мотивация к избеганию неудач» представлен в форме диаграммы на рисунке 3.

Балыкин Александр Иванович спортивный психолог

Рис. 3. Сравнительный анализ средних (Mx) выборок двух групп тренеров по результатам теста «Мотивация к успеху» и теста «Мотивация к избеганию неудач».

Полученные данные показали, что тренеры первой группы имеют средний уровень «мотивации к избеганию неудач», тем самым имея высокую самооценку и уровень притязаний. Неудачи не могут привести таких тренеров в состояние подавленности, или снижению веры в себя и тем более, к хронической боязни неудач. Обнаруженные нами различия между 1-й и 2-й группами значимы по результатам теста «Мотивация к успеху» и теста «Мотивация к избеганию неудач» более чем на 0,001 уровне. Иначе говоря, мотивация достижения в группе тренеров имеющих высшую категорию и спортсменов-воспитанников, обладающими результатами на международных соревнованиях, существенно отличается от мотивации достижения в группе тренеров, не имеющих высшую категорию.

Выводы

Таким образом, данное исследование позволило раскрыть роль креативности в достижении успехов тренерами в своей профессиональной деятельности.

Практическая значимость

Результаты исследования помогут разработать индивидуальные программы консультирования и рекомендации по развитию личностной креативности, факторов гибкости, оригинальности творческого мышления тренеров разной квалификации. Также результаты могут быть использованы и в составлении развивающих образовательных программ для студентов высших учебных заведений спортивной направленности. В итоге это приведет к созданию тренерами новых оригинальных методических приемов и принципов, способствующих достижению высоких спортивных результатов их воспитанниками на международных соревнованиях.

 

СМОТРИТЕ ВИДЕО ДОКЛАДА

 

Список литературы

  1. Альтшуллер Г.С. Психология изобретательского творчества // Вопросы психологии. – 1956. – № 6. – С. 37-49.
  2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
  3. Арутюнян Р .К. Электроэнцефалографическая характеристика некоторых психологических особенностей тренеров // Теория и практика физ. Культуры.– 1970. – № 612. – С. 34-36.
  4. Балыкин А.И., Балыкина-Милушкина Т.В. Теоретические аспекты творческого потенциала тренера высокой квалификации // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. –2010. – №1 (16). – С.79
  5. Большой психологический словарь / Под ред., Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – С. 672.
  6. Выготский Л.С. К вопросу о психологии творчества актера // Собр. соч. - Т.6. –1984. – С.321.
  7. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. – 1969. – С. 434-437.
  8. Деркач А .А. Творчество тренера. – М.: ФиС, 1982. – С. 238
  9. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2002. – С. 166.
  10. Дьяченко М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности. – Минск, 1976. – С.173.
  11. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб: Питер, 2009. – С. 434.
  12. Казакова Т.Б. Структура профессионально-педагогической направленности личности тренера // ХI Всесоюзня научно-практ. конф. психологов спорта: тезисы докл. (Москва, 20-23 окт. 1990 г.) – М., 1990. – С. 37-38.
  13. Маслоу А. Психология бытия. С. 304.
  14. Никитина Е.Д. Конструктивная деятельность тренера: дис. ... канд. пед. наук. – М., 1982. – С. 162-182
  15. Педагогический словарь / Гл.ред. Г.М.Коджаспирова – М., 2005. – 66 с.
  16. Пономарев Я. А. Психология творчества – М.: Наука, 1976. – С. 145.
  17. Популярная психологическая энциклопедия/ Под ред. С.С. Степанов – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 672 с.
  18. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека М.: Прогресс, 1994. С. 74-79.
  19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологииСПб.: Питер, 2005. С. 551.
  20. Рудик П.А. Психология (спорт). -3-е изд., перераб. и доп. – М.: Фикультура и спорт. – 1976. – 240 с.
  21. Фрейд З. Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве – М.: Эксмо, 2010. – 608 с.
  22. Barron F., Harrington D. Creativity, intelligence and personality // Ann. Rev. of Psychol. – V. 32. – 1981. – P. 439-476.

 Чтобы следить за обновлениями, подпишись на НОВОСТИ и на ВИДЕО

-----

Балыкин Александр Иванович, генеральный директор ООО АРС "Гармония", психолог, педагог
Балыкина-Милушкина Тамара Викторовна, психолог

 

Академия Развития Способностей «Гармония» (OOO)
Россия, 127051, Москва, Сухаревская пл. 6/1, ТАРП ЦАО (для писем)
Телефоны: +7(916)801-17-32;  +7(916)801-17-18;   e-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.     Skype:b2000s1

www.iper1k.ru     www.osoznanie.biz 

«The method for harmonization of psycho-emotional state of a human» is patented (Patent of RF №2373965) 
Device for evaluating psycho-emotional state of person «IPER ®» is patented (Patent of RF №107482)
Trademark is patented (certificate №386937)  

Все права на данный материал принадлежат ООО АРС "Гармония"