Все статьи из раздела "НОВОСТИ"
"Логико-структурные аспекты языка и мышления успешных спортсменок в художественной гимнастике" – Материалы XVIII-й Международной научной конференции «Язык и мышление: психологические и лингвистические аспекты», Государственный Гуманитарно-технологический университет.
Логико-структурные аспекты языка и мышления
успешных спортсменок в художественной гимнастике
Балыкина-Милушкина Тамара Викторовна - психолог,
г. Москва, e-mail:
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Ключевые слова: логико-структурный подход, мышление, язык и общение, спортсмен, художественная гимнастика.
Актуальность исследования логико-структурных компонентов языка и мышления спортсменок исходит из современного периода развития Олимпийского движения, для которого характерны, прежде всего, активный способ познания мира субъектом спорта как профессионалом, который проявляется как удовлетворение интереса к определенному виду спорта, достижение высоких спортивных результатов на соревнованиях и максимальное раскрытие индивидуально-личностного и творческого потенциала.
Стоит также отметить, что проблема успешного мышления профессионала – одна из актуальных проблем философии, психологии, лингвистики, педагогики и других смежных наук, где разнообразные подходы, теории и методические культурные принципы сплетаются в различные картины и в то же время описывают нечто целое, предполагающее развитие межнаучных связей и новых межсистемных реальностей. Поиски истоков успеха, а также попытки объяснить данный феномен делались во все времена и не прекращаются до сих пор. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются.
Мы в своей статье попробуем выявить единицы, структурные компоненты, особенности связи и отношений языка и мышления успешных спортсменок художественной гимнастики опираясь, прежде всего на культурные традиции научных подходов, утверждающих, что мышление - это активный способ познания мира, который отражается в теоретических понятиях и влияет на действующего человека. Также нам интересна позиция А.А.Гагаева, который в своей субстратной методология выделил пять ступеней сущности языка и объединил уровни мышления, общения и психофизиологии.
Приведем ряд высказываний, представляющих культурную традицию в понимании мышления: «Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, научных теориях, гипотезах...» [2, c. 114]. «Мышление – есть опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях» [4, c. 238]. «Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности...» [7, с. 25].
Стоит вспомнить также, что огромный вклад в изучение природы мышления был сделан СЛ. Рубинштейном, по мнению которого, начальным моментом мыслительного действия является проблемная ситуация, и мыслительный процесс – это обобщения, выраженные в понятиях как специфическом содержании мышления [6, с.25]. В отличие от С.Л. Рубинштейна Л.С. Выготский в работе «Мышление и речь» основным содержанием мышления в вопросе соотношения речи и мышления полагает «слово», а в качестве ведущего детерминирующего фактора развития мышления, культурно-исторические условия и особенности социальной среды, в которую включен человек [8, с.153].
В лингвистике субстратная методология А.А.Гагаева выделяет пять ступеней сущности языка. Под мышлением, с его точки зрения, понимается познавательная по функции психическая деятельность человека, в результате которой достигается новое знание. Язык – это система языковых знаков и правил их использования. Уровень психофизиологии – это когда язык превращается в речь посредством совокупности психофизиологических процессов. Уровень речи – это то, во что превращается язык, это то, в чём он материализуется. Речь – это та реальность, которая обладает материальными признаками, это то, что предстаёт «в виде движущихся слоёв воздуха». Уровень общения, как коммуникации – это взаимодействие людей с помощью знаковых средств языка, но не любое такое взаимодействие. Это взаимодействие, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнёра [1].
В методической и научной литературе по теории и методике физической культуры и гимнастике основное внимание уделяется проблемам физической, технической и тактической сторонам подготовки спортсменов. Отличительной особенностью художественной гимнастики является связь технических движений с музыкой их красота и грациозность, а также эмоциональная выразительность. В художественное движение включаются шаги, повороты, вращения, прыжки; при этом создаются композиции, сочетающиеся с определенной музыкой [3]. Пуни А.Ц., Марищук В.Д., Ганюшкин А.Д. и другие изучали проблемы успешного спортсмена через призму предстартовых состояний, мотивации и саморегуляции, однако структурные аспекты мышления и языка спортсмена, их особенности остаются еще малоизученным [5].
Опираясь на вышеперечисленные междисциплинарные традиции научных подходов в теоретическом исследовании, мы для эмпирической части своей работы, выбрали следующие методы:
· наблюдение, как целенаправленное восприятие использования гимнасткой в своей речи профессиональных терминов по художественной гимнастике;
· психоло-педагогическое тестирование для определения мотивационной компоненты и описание цели предстоящего соревнования;
· анализ результатов соревновательной деятельности;
· беседа с применением БОС АПК «ИПЭР®-1К» по выявлению психоэмоциональной напряженности на основных элементах выполняемой программы с предметами.
В обследовании участвовали спортсменки из Центра олимпийской подготовки по художественной гимнастике ГБУ «МГФСО» Москомспорта в возрасте от 13 до 15 лет. Для того, чтобы приступить к анализу полученных результатов, используя логический подход, мы определили круг специалистов, которые участвуют в профессиональном становлении спортсмена. Невозможно без квалифицированного общения и развития логико-структурного компонента языка коммуникации гимнасток быть успешным в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности (рис. 1).
В таблице 1 представлены результаты структурных компонент мышления (средний балл группы) гимнасток участвующих в таких соревнованиях, как Открытый чемпионат ГБУ МГФСО Москомспорта и Первенство Москвы. Спортсменки были разбиты на две группы: «успешные» – спортсменки, которые заняли первое, второе и третье места и «неуспешные» – спортсменки, которое не заняли призовые места.
Полученные результаты нашего исследования помогут лучше понять влияние роли слов и мышления в развитии произвольной регуляции функции двигательного действия спортсменок по художественной гимнастике.
Литература:
1. Гагаев А.А. Теория и методология субстратного подхода в материалистической диалектике / Гагаев А.А. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1991. – 308 с.
2. Ивин А. А. Словарь по логике / Ивин А. А. Никифоров А. Л. – М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 384 c.
3. Карпенко Л.А. Художественная гимнастика: учебник для тренеров преподавателей и студентов ИФК / под. общ. ред. Л.А. Карпенко – М.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. – С. 58-64.
4. Общая психология /Под ред. В.В,Богословского и др. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – С. 238-258.
5. Психология : учебник для техникумов физической культуры / Ред. А.Ц. Пуни. – Москва : Физкультура и спорт, 1984. – 255 с.
6. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования/ Рубинштейн С. Л. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. – С. 25.
7. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо¬бие / Тихомиров О. К. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 272 с.
8. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1981. – С. 153.
Скачать статью в .pdf >>>
P.S. Рекомендую для более подробного ознакомления:
1. Почему спортсмен тупит
2. Психологическая подготовка спортсмена
3. Мечта любого спортсмена
4. Видео лекций и семинаров по спортивной психологии
5. Статьи о методе гармонизации
6. Возможности метода работы с «ИПЭР®»
7. Отзывы, рекомендации и документы
Чтобы следить за обновлениями, подпишись на НОВОСТИ и на ВИДЕО
-----
Балыкин Александр Иванович,
генеральный директор ООО АРС "Гармония", психолог, педагог
Академия Развития Способностей «Гармония» (OOO)
Россия, 127051, Москва, Бульвар Цветной д.30, стр.1, эт.3, пом.I, ком.14, офис 2 (для писем)
Телефоны: +7(916)801-17-32; +7(916)801-17-18; e-mail:
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Skype:b2000s1
www.iper1k.ru www.osoznanie.biz
«The method for harmonization of psycho-emotional state of a human» is patented (Patent of RF №2373965)
Device for evaluating psycho-emotional state of person «IPER®» is patented (Patent of RF №107482)
Trademark is patented (certificate №386937)
Все права на данный материал принадлежат ООО АРС "Гармония"