Главная Новости Личность в художественной гимнастике

Изучение особенностей личности спортсменки в художественной гимнастике и развитие психологической устойчивости для сохранения наиболее оптимального режима работы психики спортсменки - доклад на Международной научно-практической конференции "Современное общество, образование и наука" (Россия, г.Тамбов, 31 октября 2017 г.).

отзывы рекомендации Балыкина-Милушкина Тамара ВикторовнаБалыкина-Милушкина Тамара Викторовна, Балыкин Александр Ивановичотзывы и рекомендации Балыкин Александр Иванович

Научный альманах (Психологические науки)

УДК 159.923

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

THE USE OF PROJECTIVE TECHNIQUES IN THE STUDY OF PERSONALITY CHARACTERISTICS OF THE ATHLETE AT THE STAGE OF PERFECTION IN GYMNASTICS

Балыкина-Милушкина Т.В., А.И. Балыкин
Balykin-Milushkina Tamara V., Balykin Alexandr Ivanovich

ООО "АРС Гармония", г. Москва, Российская Федерация
OOO Academy of Abilities Development "Harmony"

Ключевые слова: личность, проективные методы психологии, художественная гимнастика, эмоциональное состояние, тревожность, агрессия, этап совершенствования в спорте.

Personality, projective methods in psychology, gymnastics, emotional state, anxiety, aggression, stage of improvement in the sport.

Актуальность. В спорте большое внимание приобретают новые подходы в построении учебно-тренировочного процесса, ориентированные на качественное улучшение без повышения объема и интенсивности тренировочных нагрузок результатов соревновательной деятельности, поэтому большую актуальность в настоящее время представляет вопрос изучения особенностей личности спортсмена и развитие психологической устойчивости для сохранения наиболее оптимального режима работы психики спортсмена.

Currently, relevant is the question of studying the characteristics of the individual athlete and the development of psychological resilience to safeguard the most optimal mode of operation of the psyche of the athlete. The study of personality in the conditions of constantly changing circumstances is a competitive process and stress induced by the realization of its potential is, above all, improving the information base about the personal characteristics, driving forces and the emotional-volitional features.

Изучение личности спортсмена в условиях постоянно изменяющихся обстоятельств учебно-тренировочного и соревновательного процесса и их стрессового воздействия при реализации его потенциала это, прежде всего, совершенствование информационной базы о самой личности, ее особенностях, движущих силах и эмоционально-волевых особенностях.

В психологии существует множество взглядов на то, что же такое личность, но мы присоединяемся к авторам и принимаем следующие два положения:
1) Личность есть некое неповторимое единство, целостность, совокупность которая реализуется в многообразных деятельностях (А.Н.Леонтьев, Рубинштейн, И.С. Кон, В.Н.Мясищев, и др.) [3,8];
2) Личность есть высшая интегрирующая инстанция, субъект и объект, который управляет психическими процессами и социальными отношениями. (Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский, К.К.Платонов, Б.Д. Парыгин и др.) [8].

В методической и научной литературе по теории и методике физической культуры и гимнастике основное внимание уделяется проблемам физической, технической, тактической, теоретической, интегральной сторонам подготовки спортсменов[2]. Пуни А,Ц., Марищук ВД, Ганюшкин А.Д. и другие рассматривали проблему психологической подготовки спортсмена через призму предстартовых состояний в различных аспектах: медико-биологическом, в диагностическом аспекте, в аспекте саморегу¬ляции и регуляции, однако совершенствование информационной базы о самой личности спортсмена в художественной гимнастике, ее особенностях и движущих силах остается еще малоизученным [4,5,8].

Результат исследования. В нашем исследовании для совершенствования информационной базы в изучении особенностей личности спортсмена на этапе совершенствования в художественной гимнастике мы использовали методы опроса, наблюдение и экспрессивные проективные методики (тест «Нарисуй человека» К. Маховер, тест «Нарисуй несуществующее животное» М. З. Дукаревич, тест «Дом-дерево-человек» Дж. Бук) [1,6,7,9]. В обследовании участвовали спортсменки из Центра олимпийской подготовки по художественной гимнастике ГБУ "МГФСО" Москомспорта.

В таблице 1 представлены результаты, полученные в ходе исследования семи спортсменок. По этическим соображениям индивидуальные результаты исследования представлены в виде «спортсмен 1», «спортсмен 2», «спортсмен 3» и т.д. Тест «Нарисуй человека» разработанный К. Маховер направленный на выяснение интеллектуального развития и субъективного личностно-окрашенного эмоционального мира обследуемого дал нам возможность изучить количественные параметры содержательного анализа рисунка спортсменок [6].
Тест «Рисунок несуществующего животного» М. З. Дукаревич позволил обратить внимание на их личностные черты, бессознательные конфликты, установки, влечения и потребности. В таблице 1 представлена общая интерпретации тенденций рисунков по виду начертания и смысловому содержанию, в которой представлены такие психические сферы как агрессивность и тревожность в целом, склонность к вербальной агрессии, боязнь агрессии и защитная агрессия [7].

По мнению Дж. Бука, каждый рисунок - это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. При использовании теста «Дом-дерево-человек» можно судить об аффективной сфере личности и ее потребностях [9].

Таблица 1

Результаты проективных методов при изучении особенностей личности спортсменок художественной гимнастики

психолог коуч Балыкин Александр Иванович_Балыкина-Милушкина Тамара Викторовна

 

На рисунке 1 мы приводим наиболее яркие примеры рисунков спортсменок,  которые произвели в общем разные впечатлении (одни дисгармоничны, другие веселые, третьи тревожные и агрессивные).

психолог Балыкин Александр Иванович_Балыкина-Милушкина Тамара Викторовна

Рис.1 Примеры рисунков спортсменок

 

Выводы: В сочетании с методами опроса полученные результаты нашего исследования помогли нам лучше понять индивидуальность предстартовых переживаний, субъективность эмоционального мира личности и потребности спортсменок в художественной гимнастике.

 

Литература:

1. Венгер А. Л. «Психологические рисуночные тесты» / А. Л. Венгер– М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 г.
2. Карпенко Л.А. Художественная гимнастика: учебник для тренеров преподавателей и студентов ИФК / под. общ. ред. Л.А. Карпенко –СПб. – М.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта,2003 – С. 58-64.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н.Леонтьев – 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.-304с
4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения/ М.И. Лисина – М.: Педагогика, 1986. С.31–57
5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры/ Л.П. Матвеев– М.:ФиС, 1991– С. 442-443.
6. Маховер К. Проективный рисунок человека / К. Маховер– Москва: Смысл, 2000.
7. Музыченко Г. Ф. Проективная методика «Несуществующее животное». Руководство и результаты психодиагностического исследования взрослых пациентов с различными расстройствами эмоционально-личностной сферы / Г. Ф. Музыченко – СПб.: Речь, 2013. – 556 с.
8. Психология : учебник для техникумов физической культуры / Ред. А.Ц. Пуни. – Москва : Физкультура и спорт, 1984. – 255 с.
9. Романова, Е.С. Графические методы в практической психологии / Е.С. Романова. – СПб.: Речь, 2001. – 529 с.

Скачать данную статью в формате pdf >>>      

 

Получить более подробную информацию

тел.: +7(916)801-17-32
e-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Skype: b2000s1
Моя страничка с видео https://www.youtube.com/user/Ivanovih808

---------------------------------

Чтобы следить за обновлениями, подпишись на НОВОСТИ и на ВИДЕО

-----

Балыкин Александр Иванович, генеральный директор ООО АРС "Гармония", психолог, педагог
Балыкина-Милушкина Тамара Викторовна, психолог

 

Академия Развития Способностей «Гармония» (OOO)
Россия, 127051, Москва, Сухаревская пл. 6/1, ТАРП ЦАО (для писем)
Телефоны: +7(916)801-17-32;  +7(916)801-17-18;   e-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.     Skype:b2000s1

www.iper1k.ru     www.osoznanie.biz 

«The method for harmonization of psycho-emotional state of a human» is patented (Patent of RF №2373965) 
Device for evaluating psycho-emotional state of person «IPER®» is patented (Patent of RF №107482)
Trademark is patented (certificate №386937)  

Все права на данный материал принадлежат ООО АРС "Гармония"